Когда и как готовить ребенка к школе
Готовность ребенка к школе — это баланс между требованиями, предъявляемыми к первокласснику, и его физическим, социальным, умственным, эмоционально-мотивационным и перцептивно-моторным развитием. Сможет ли ваш малыш хорошо учиться — зависит от его способностей в этих сферах. Поэтому важно, чтобы ни одна область не была упущена. А теперь — подробнее о каждой из них.
Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в школу?
Зная список навыков и знаний дошкольника, нужно обратить внимание на трудности, пробелы в них и заранее восполнить их.
1. Физическое развитие
От этого зависит общее состояние здоровья ребенка, что влияет на его школьную успеваемость. Ученик должен быть крепким физически для своего возраста и обладать устойчивостью к утомлению. Плохое состояние здоровья вызывает быструю утомляемость и снижение общей работоспособности, независимо от вида выполняемой деятельности.
Еще один важный аспект — мобильность. Ее уровень должен быть достаточно высоким, чтобы малыш мог сам себя обслуживать:
- одеваться,
- принимать пищу,
- использовать простые инструменты.
Правильное развитие органов чувств и артикуляторов напрямую связано с достижением успехов в школе.
Нарушения зрения, слуха или моторной координации затрудняют получение информации и выполнение запросов и распоряжений, адресованных ребенку. Неправильное произношение часто вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.
Правильная интеграция перцептивно-моторных функций играет огромную роль в процессе обучения ребенка, что основан на визуальных и слуховых наблюдениях.
Анализ (разбивка впечатлений на основные элементы) и синтез (повторная сборка и интерпретация — зрительная и слуховая) определяет приобретение навыков письма и чтения. Ребенок, начинающий обучение в первом классе, должен научиться уметь делить предложения на отдельные слова, слова на слоги и звуки, а также составлять целые слова из отдельных слогов.
Чрезвычайно важна латеральность — процесс формирования доминирования одной стороны тела над другой во время развития. Это касается работы рук, ног и глаз.
Попросите ребенка закинуть руку через макушку. Если дотягивается до мочки уха с противоположной стороны без прогибаний и наклонов, считается, что он биологически созрел. Длина руки показывает, что произошел полуростовой скачок. Если его нет, это свидетельствует о незрелости мозга, обменных процессов и низких возможностях приспособиться к новым нагрузкам. Еще один признак биологической незрелости — ребенок еще не готов учиться, если у него до сих пор целы все молочные зубы.
2. Ручной труд
Посмотрите, как ваш ребенок рисует и пишет. Готовность к школе — это также способность использовать письменные и художественные инструменты, связанные с их правильным захватом и эффективным использованием. В основном это касается способности регулировать давление мышц руки во время письма, а также общей ловкости и эффективности движений рук. В противном случае движения будут медленными, диссонирующими, жесткими, угловатыми и не очень точными. Также могут быть волнения, то есть ненужные движения для снятия чрезмерного напряжения, например, движение языком во время письма или рисования.
Попросите нарисовать человека или круг, не отрывая руки от бумаги. Если силуэт имеет не только голову, туловище и конечности, но и глаза, уши, нос и волосы, ребенок готов к обучению. Если он нарисовал одежду, значит, 100% готов. Если нервничает и расстраивается, еще мал для школьных нагрузок.
3. Развитие речи
Ребенок должен иметь достаточный запас слов и понятий и правильно говорить с точки зрения артикуляции и грамматики. Важно, чтобы у него был соответствующий уровень понимания речи, который позволит ему получать и правильно интерпретировать сообщения других.
4. Развитие оперативного мышления
Перед первым классом малыш должен уметь направлять внимание на указанный объект и поддерживать его в течение длительного времени. Важно, чтобы он умел использовать информацию, понимать простые понятия, правила и закономерности. Попытаться решить проблемы самостоятельно, искать выходы из различных ситуаций, планировать дальнейшие шаги.
5. Зрелость и осведомленность
Первоклассник постепенно учится эмоционально справляться с ситуацией, оценивая и адекватно реагируя на успехи и неудачи своих сверстников, понимая важность долга и ответственности за свои действия. Он помнит, что нужно делать уроки и готовиться к следующему дню. Пытается преодолеть трудности, несмотря на свое сопротивление. Он ищет решение задачи, даже если сначала не догадывается о нем.
При получении неудовлетворительных результатов своей работы не унывает, а пробует еще раз. Ему интересно познавать мир и получать знания.
6. Математика
В школе детей учат считать, писать и читать. Но прийти абсолютно без знаний нельзя, потому что их будет много и они сложно усваиваются. Лучше давать их постепенно и дозированно, начиная с самого раннего возраста.
Ребенку нужно научиться работать с цифрами — воспринимать визуально. Он должен уметь:
- считать от 1 до 10;
- знать, как выглядит каждая цифра;
- уметь писать эти числа;
- уметь считать количество животных, цветов или палочек на изображении;
- составлять фигуры или предметы, считая их;
- раскладывать на картинках числа от меньшего к большему и наоборот.
Если вы понимаете, что по какому-то из вышеперечисленных пунктов малыш плавает, нужно обратить пройти курс подготовки к школе.
Если же такой возможности нет, предложите малышу интересные, но простые упражнения:
- посчитай и допиши нужную цифру;
- посчитай на картинке количество цветочков и напиши в квадратике число;
- нарисуй 10 шариков, 5 лучей солнца, раскрась 7 листиков на дереве…
Они могут дать хорошие результаты. Но ребенка важно не перегружать сложными терминами и примерами. Нужно давать лишь те задачи, которые соответствуют его возрасту.
7. Письмо
Несмотря на то, что выучить наизусть алфавит — задача не из самых легких, перед первым классом дети должны знать, как выглядят буквы, и какие звуки им соответствуют.
Перед вступлением в начальную школу будущий первоклассник должен:
- знать, как выглядят буквы и как они звучат;
- уметь находить определенную букву среди других;
- писать гласные буквы, их мало, поэтому несложно запомнить;
- заполнять пробелы в словах нужными буквами.
Это не значит, что каждый семейный вечер должен начинаться с повторения алфавита. Нужно мягко предлагать ребенку учить в день по нескольку букв. Тогда ему будет гораздо легче в школе.
Если с изучением букв возникают сложности, то можно купить прописи, интересный букварь, развивающие раскраски.
8. Основы развития речи, чтение
Когда ребенок знает буквы и звуки, — самое время научить читать и понимать, как правильно строить предложения.
Перед тем, как пойти в первый класс, ребенку необходимо:
- научиться собирать слова на карточках или из кубиков;
- читать слова по слогам;
- объяснять предложением, что происходит на картинке («Котик играет с ниточкой»);
- заполнять в слове пропуски буквами.
Старайтесь поддерживать желание читать. Покупайте яркие книжки, где больше рисунков, чем слов.
9. Логика
Развивать логическое мышление нужно с самого раннего детства. Важно научить ребенка ориентироваться в пространстве, знать названия геометрических фигур, птиц и животных, находить различия.
Малыш должен уметь:
- находить недостающую часть фигуры (работать с рамками и трафаретами);
- объяснить, чем отличаются времена года;
- сосчитать предметы на картинке;
- находить предметы на картинках, которые относятся к одному виду: одежда — к одежде, растения — к растениям;
- ориентироваться в пространстве — знать, где левая рука, где правая;
- понимать, что такое единственное и множественное число;
- отличать предметы по характеристикам (цвет, форма, текстура).
Развивать логику нужно при помощи развивающих игрушек, различных игр, упражнений. Предлагайте интересные игры и задачи, учите ребенка дисциплинированно относиться ко всем поручениям. Даже несколько минут в день, потраченных на простые упражнения, принесут неплохие результаты.
В каком возрасте отдавать ребенка в школу?
Согласно закону РФ «Об образовании» , прием детей в школу осуществляется в 6,5 лет, а лучше — в 7. Именно к 7 года полностью формируются кисти рук, что необходимо для письма, и понятийный аппарат. Благодаря ему ребенок усваивает и понимает материал, может заучивать правила, стихи и песни.
Случаи, когда малыш начинает свое школьное обучение в более раннем возрасте, — это единичные исключения из правил. Насколько ребенок готов к школе, может определить только нейропсихолог.
Когда необходима помощь нейропсихолога?
В 5–6 лет ребенку обязательно нужно пройти диагностику, если он:
- левша;
- слишком медлительный, гиперактивный, импульсивный;
- быстро утомляется;
- у него потеют руки и голова;
- плохо засыпает вечером и с трудом просыпается утром;
- не контролирует свое поведение;
- невнимательно слушает обращенную к нему речь;
- у него наблюдаются навязчивые движения, подергивание глазами;
- несамостоятелен.
Несмотря на доступность информации и развивающих материалов, большинство детей оказываются не готовыми к школе. Чтобы это предотвратить, сначала проконсультируйтесь с нейропсихологом, который составит коррекционную программу и даст рекомендации по подготовке к школе.
Если вы хотите, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно в школе, получал хорошие оценки и был заинтересован в получении новых знаний, запишите его на курс нейроподготовки в Alta School.
Запишитесь на экскурсию,
познакомим со школой
Просто оставьте номер телефона и мы подробно расскажем о дошкольном центре Alta