Закон «Об образовании» предусматривает поступление детей в школу с 6,5 лет. До недавнего времени во многих школах России существовало обучение сразу по двум программам.
Одна была рассчитана на 4 года обучения (для детей, поступающих в 1 класс в 6-летнем возрасте), а другая — на 3 года обучения (для детей, поступающих в первый класс по исполнении семи лет). Теперь наблюдается тенденция повсеместного перехода на 4-летнее начальное обучение.
Идеальный вариант — если на 1 сентября текущего года вашему ребенку исполнилось не менее 6,5 лет, а лучше — 7. Именно к этому возрасту почти окончательно формируется кисть руки, что важно для письма, и складывается понятийный аппарат, необходимый для заучивания и понимания правил.
Насколько именно ваш ребенок готов к школе сможет определить только специалист, поэтому записывайтесь на нейродиагностику.
Развитый и готовый к школе ребенок — это не одно и то же. Поступление в первый класс вовсе не обязательно связано с развитием. Часто ребенок, который прекрасно рисует, читает стихи, сочиняет, вдруг становится вялым, скучным, капризничает, отказывается от привычных для него занятий. Обычно это происходит, когда учебная нагрузка оказывается чрезмерной для малыша. Все его свободные силы в этом случае уходят на преодоление сложностей в обучении.
Первый класс — это, прежде всего, письмо. А обучение письму — это серьезный стресс для первоклассников, особенно для мальчиков. У многих детей процесс освоения прописей происходит крайне болезненно. Особенно это касается левшей и детей с плохой моторикой рук и повышенным мышечным тонусом. Письмо отнимает столько сил, что у детей намечается регресс в изобразительном творчестве, в рисунках — это смежные с письмом виды деятельности.
Малышей, поступивших в школу раньше положенного возраста, ожидают сложности в курсе математики. Она обычно меньше всего пугает родителей. Однако это серьезная ошибка. Проблемы могут настигнуть ребенка во втором или третьем классах. Там он столкнется с составными задачами, к которым не будет готов исключительно в силу возраста: они будут казаться слишком сложными.
Возрастной разрыв обычно преодолевается к концу начальной школы. Важно, какая цена за это будет заплачена: слезы, двойки, усталость.
Иными словами, если ребенку хорошо в детском саду и проблема его недогрузки — единственное, что вас беспокоит, не торопитесь с поступлением в школу. Найдите другие возможности для развития творческих способностей своего малыша: кружки, студии, спортивные секции. Возможно, даже на базе детского сада.
Нейроподход в обучении (Brain-based teaching) — методы, планы уроков и школьные программы, которые основаны на последних научных исследованиях мозга, а не на прошлых образовательных практиках. Они учитывают такие факторы, как когнитивное развитие: дети учатся по-разному по мере их взросления, роста и развития социально, эмоционально и когнитивно.
В основе нейроподхода — нейробиология обучения, то есть научные открытия, используемые для создания образовательных стратегий и программ.
Преподаватели могут спроектировать уроки или обстановку в классе так, чтобы отражать условия, способствующие обучению:
● проводить успокаивающие упражнения, чтобы уменьшить стресс,
● вовлечь учащихся в регулярную физическую активность;
● создать комфортные зоны для учебы и чтения.
Они также могут побудить учеников есть больше здоровой пищи или больше заниматься спортом, что благоприятно влияет на здоровье мозга.
Ребенку на момент поступления в школу должно быть не меньше 6,5 лет. В этом возрасте не только каждые полгода, но и каждые 2–3 месяца значительно влияют на развитие детей. Шестилетки в целом принадлежат еще к дошкольному миру. Эксперименты по их обучению показали, что ребенок 6 лет действительно способен усваивать учебный материал, но при этом у него еще сохраняется острая потребность играть. Поскольку это ребенок играющий, обучение шестилеток изначально задумывалось как игровое.
К примеру, родители мальчиков чаще всего стараются отдать своих детей в школу как можно раньше, так как за 11 лет вперед они стараются просчитать все возможные шансы на поступление в вуз, на решение вопросов с армией.
У родителей девочек, как им кажется, больше возможностей продлить игровое детство своему ребенку. Сложность заключается в том, что девочки по всем психофизиологическим законам созревают раньше, чем мальчики. Они более социально-адаптивны и усидчивы.
Мальчики созревают для дисциплинарной школьной среды медленнее. Им нужно дольше играть, чем девочкам. Недоигравшие мальчики — горе для учителя и сплошные учебные проблемы для самого ребенка. Очень часто встречаются неровные классы: там сидят готовые к обучению прилежные девочки и маленькие мальчики. Поэтому родителям не следует забывать о нижней возрастной границе поступления в школу и об особенностях развития мальчиков и девочек.
Нейропсихология изучает, как устроен и функционирует мозг и как это влияет на психику человека (и ребенка) и его поведение. Другими словами, какие участки и процессы в мозге отвечают за высшие психические функции:
Нейропсихолог — специалист, который может эти функции оценить и помочь им развиться лучше или восстановиться. В случае необходимости перенаправить ребенка к нужному специалисту.
4. Сложности школьной адаптации:
Нейродиагностика проводится с детьми 5–12 лет. Она длится в среднем 1 час (60–90 минут).
Для родителей детей младше 4,5–5 лет проводится нейроконсультация.
Нейродиагностика состоит из нескольких этапов:
На консультации обязательно присутствие родителя, который владеет информацией о течении беременности, первых лет жизни ребенка, индивидуальных особенностях его развития.
Официального перечня вопросов, на которые ребенок должен знать ответ перед школой, не существует. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» прием в 1 класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений запрещается осуществлять на конкурсной основе. Каждый ребенок 6,5–8 лет, который не имеет противопоказаний по здоровью, имеет право на зачисление в 1-й класс.
Это решать только Вам. Программа 1 класса сейчас очень насыщенная. Большинство детей, идущих в 1 класс, уже умеют читать и считать. Если ребенок не будет к этому готов, то обучение будет даваться ему тяжело, ведь в 1 классе надо овладеть еще и письмом, а может начать изучать иностранный язык.
Развитием базовых умений первоклассников следует заниматься при подготовке к школе. Их делят на 4 блока:
В рамках этих занятий ребенка следует, в первую очередь, подготовить физически и психо-эмоционально:
подготовить руку к письму;
Основы успешности этих навыков и умений формируются в определенных блоках мозга, академическая успеваемость «ложится» на них.
В нашем Центре подготовки с нейроподходом мы комплексно подходим к развитию каждого ребенка: расширяем кругозор, знакомим с основами счета, письма и чтения, но самое главное — готовим его мозг и тело к школьным нагрузкам.
Программа ориентирована на детей 5–7 лет старшего дошкольного возраста
Занятия по подготовке к школе проводятся 2 раза в неделю в вечернее время. Вы можете выбрать удобное время посещения занятий (дни и время).
В Alta School функционирует полноценный нулевой класс по подготовке к школе.
Нейродиагностика проводится по предварительной записи в соответствии с режимом работы специалистов.
Да, к нам часто обращаются родители детей, которые не могут справится со школьной нагрузкой. Они не успевают по некоторым предметам, не могут усидеть на месте во время урока, медленно пишут, не усваивают материал, есть проблемы с вниманием и запоминанием.
В нашем мире к ребенку, который учится в начальной школе, предъявляются очень высокие требования. Программы, рекомендованные министерством образования, усложняются год от года, а дети все больше и больше зависят от гаджетов и слабо развиты физически. Ни психолог, ни репетитор в данных ситуациях помочь не смогут! Если Вы столкнулись с подобными проблемами, Вам срочно нужен нейропсихолог. Вышеперечисленные проблемы у детей связаны с неравномерным формированием мозговых систем. Нейропсихолог работает с детьми 5–12 лет. Для детей более младшего возраста проводятся нейроконсультации.
Родители часто путают интеллектуальное развитие и обученность. Обученность — это те умения, навыки, которым ребенка обучили: умение читать, писать, считать. Интеллектуальное развитие — это некий умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению разных задач.
Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но в ней кроется и опасность того, что ребенку будет скучно учиться. В определенный момент резерв обученности истощается. Поэтому лучше сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость. Кроме внимания, памяти, мышления, воображения, моторики руки, важно развитие социальных умений и навыков, ведь школа — это еще и система социализации и дисциплины.
В первую очередь нужно позаботиться о здоровье ребенка. Плавание, прогулки, велосипед — это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь. Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доводить до конца. Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще к многому другому) — читать ребенку книги.
Есть дети, намного опережающие свой «паспортный возраст». Это редкое явление. Зафиксировать его можно только с помощью специалистов-нейропсихологов. В этих случаях ребенок может поступить в школу раньше положенного срока. Но это не значит, что у него не будет трудностей. Родителям нужно помнить, что маленький первоклассник будет очень утомляться.
Бывает, что ребенок по одним показателям преуспевает, а здоровье у него слабое. Здесь тоже возможны варианты. В мегаполисах и в некоторых округах существуют центры надомного обучения. Дети с ослабленным здоровьем по справке от врача (чтобы получить, такую справку нужны серьезные основания) могут быть зачислены в школу, но первые полгода заниматься на дому: к ним ходит учитель из Центра. Когда срок действия справки истекает, ребенок выходит в школу.
Родители вправе обучать ребенка сами на дому через систему экстерната(форма платного обучения). В подобных случаях ученик получает свидетельство государственного образца о прохождении учебного курса и при переходе в обычную школу должен быть зачислен в класс в соответствии с выданным ему документом. Обучение в школе системы экстерната не нужно путать с обучением в частной школе. Если частная школа не имеет лицензии, то ее аттестационные листы могут не учитываться при переходе в государственную школу. В этом случае принимающая школа сама определяет уровень готовности ребенка по предложенным ему контрольным работам.
Если у ребенка есть особые проблемы, связанные с ослабленным зрением, слухом, логопедией, нарушением моторики, требуется консультация специалиста, которая поможет родителям определиться со сроками поступления в школу и с выбором учебного заведения.
Нет, вам очень нужна именно консультация нейропсихолога и курс нейроподготовки к школе. Ребенок с незрелой лимбической системой проявляется в двух крайностях поведения:
Ребенок со зрелой лимбической системой знает, чего хочет, у него есть «чувство Я». Ему не нужно протестно противопоставлять себя окружающим, чтобы это Я ощущать
Наш курс нейроподготовки к школе направлен на развитие примитивных рефлексов, которые напрямую влияют на то, как ребенок сидит, сохраняет концентрацию, насколько он способен сосредоточиться и воспринимать любую информацию. Это базовые вещи. Их формирование является залогом будущей успешности ребенка. Без них любое обучение будет в тягость.
Конечно, на нашем курсе есть упражнения, которые развивают координацию и моторную ловкость. Они стимулируют базовые проприоцептивные и вестибулярные ощущения. Укрепляются мышцы туловища и другие крупные мышцы.
Эти мышцы напрямую влияют на сохранение ребенком позы при сидении в процессе любого обучения. Способность удерживать позу при сидении является ключевой для процесса письма и для обучения в целом.
Не факт. Для ребенка первое занятие — всегда стресс: новая обстановка, новые люди, другие дети и много незнакомых взрослых вокруг. От переизбытка эмоций Ваш малыш может утомиться быстрее, чем те дети, которые ходят на занятия давно. Обратитесь к нашему нейропсихологу. Он продиагностирует ребенка и подскажет, как мягче адаптировать его к групповым занятиям и дальнейшему обучению.
Все равно оставьте заявку со своими контактными данными на сайте, расскажите о своем ребенке и его проблемах. Мы свяжемся с Вами и постараемся помочь.