5 ошибок в выборе доп. занятий и секций для первоклассника

Alta School - 893

Большинство родителей искренне хотят, чтобы их ребенок всесторонне развивался, был здоровым и успешным, поэтому покупают ему развивающие книги, игры и отдают в различные секции и кружки.

По официальной статистике, 85% ошибаются в выборе внешкольных занятий для ребенка, потому что думают, что знают, что ему нужно. Записали на кружок, в который сами ходили в детстве, или чем мечтали заниматься, но не было возможности. А потом надеются, что из него вырастет чемпион, знаменитый художник или гениальный программист… Но в действительности не все так просто, потому что к внешкольному развитию ребенка надо подходить максимально сознательно, ответственно и не допускать ошибок, описанных в этой статье.

1. Не выбирать никаких кружков, чтобы не лишать ребенка детства

По статистике, дети не посещают кружки и секции в 36% семей, где родители говорят, что это не нужно.

5% считают, что эти занятия не интересуют самого малыша.

Лишь 8% признаются, что не могут водить ребенка на дополнительные занятия вне школы — дорого или нет времени.

«Нельзя лишать детства!» — есть такая удобная позиция некоторых родителей. — «Пусть он больше гуляет и играет на улице! Все равно нагрузки и стрессы в первом классе огромные».

Признаться в том, что им некогда или не по силам заниматься ребенком, — мощный удар по самолюбию. Намного легче благими намерениями оправдать свое бездействие.

Многие врачи и психологи часто списывают проблемы детей на нагрузки в школе. Однако ученые доказали, что каждый ребенок обладает врожденной жаждой познания и развития. Ему всегда очень интересно учиться, узнавать новое, решать задачи, делать открытия, строить гипотезы и искать им подтверждения, чего недостаточно в школе. Это и есть детство. Поэтому не лишайте своего ребенка детства, а помогите раскрыть и развивать свои таланты!

2. Выбрать «лучший» кружок раз и навсегда

Младший и средний школьный возраст — чудесное время, чтобы экспериментировать, выбирать интересное занятие, бросать и браться за новое. Времени достаточно, чтобы перепробовать все — музыкальную школу, плавание, роботехнику, разные иностранные языки и рисование…

Ошибочно думать, что кружок или секция в первом классе определяет будущую профессию. Не стоит, отдавать туда ребенка раз и навсегда, определив ему траекторию будущего. Пусть он попробует, минимум, десяток самых разных кружков, секций и курсов. Тогда значительно возрастет вероятность, что он выберет собственную и действительно правильную траекторию развития.

Но есть родители, которые подходят к подбору внешкольных занятий слишком серьезно, считая, раз это на самом деле лучшая школа, где готовят олимпийских чемпионов, то их ребенок тоже обязательно станет чемпионом.

А что, если не станет? Если вдруг ему состояние здоровья не позволит… Перестанет это нравиться, надоест или сами родители поймут, что не такого будущего желают своему ребенку. Хорошо, если вовремя одумаются. Нет — такие дети ищут помощи на форумах в интернете и у школьных психологов, не зная, что делать с этими родителями-тиранами.

3. Математика и так есть и будет до конца 11-класса, зачем этим заниматься еще и после школы?

Здесь можно подставить любой школьный предмет. Но школьная программа изложена очень сухо и тщательно выверена. Она оставляет очень мало возможностей для творчества, свободы мысли, развития логики и критического мышления.

Часто бывает, когда талантливый учитель делает лишь шаг в сторону от программы, особо продвинутые родители идут жаловаться, что их детям задают не то. В 30% случаев они выбирают спортивную секцию, танцы — в 17%, вокал и музыку — по 6%, рисование — 7%, театральную студию или литературный кружок — 2%.

Психологи и педагоги рекомендуют подбирать спортивную или танцевальную секцию дополнительно к научным или техническим кружкам, ответив себе честно на вопрос  «кем вы хотите видеть вашего ребенка в будущем?». Предлагаем задуматься, легко ли ему будет выжить в век научно-технического прогресса только с умением петь, рисовать или гонять в футбол.

4. Секцию ребенок не заслужил!

Лишить ребенка дополнительных занятий, что ему нравятся, из-за низких оценок в школе, — самая большая ошибка, которую могут допустить родители. Они рискуют погубить природную жажду знаний. А потом сами же будут жаловаться, что их ребенка вообще ничего не интересует.

Иногда родители выступают в роли горе-экспертов по кружкам и секциям, навешивая ярлыки: «не достоин», «не дорос», «не потянет», «не справится» и т.д. При такой оценке от близких ребенку развиваться сложнее, чем без нее.

Более изощренный вариант — отправить на дополнительные занятия в наказание за плохое поведение или неуспеваемость в учебе. Например, вместо спортивной секции английский лагерь на целый месяц! Проверено: пользы от обучения, если оно является наказанием, не будет.

5. Внешкольное образование можно получать дома

Можно и нужно, но этого очень мало, потому что:

  • посещение секций и кружков для детей — это не только обучение, а общение со сверстниками, социализация в обществе, развитие умения работать в команде, принимать решения, воспринимать оценку окружающих, выигрывать и проигрывать, работать над своими ошибками. Дома от родителей все это получить невозможно;
  • родители не владеют педагогическими методиками, поэтому при всем желании не могут донести развивающий материал до ребенку с учетом его возраста и особенностей темперамента. Недаром существуют профессии учителя младших классов и нейропсихолога;
  • ребенок не в состоянии как педагогов воспринимать своих родителей. Педагогика предусматривает дисциплину, объективную оценку и другие аспекты, что противоречат родительской роли.

Работа над ошибками

Родителям необходимо понять и осознать, что ребенку важно и быть способным, и быть мотивированным, и творить (созидать). Кружки для него — это способ сначала попробовать и проявить себя в разных видах деятельности, а затем — развить свое одаренное поведение.

Эффективнее всего помочь ребенку это сделать при помощи составной концепции одаренности Джозефа Рензулли. Она еще известна как «теория трех колец» — взаимодействия трех групп человеческих качеств:

  • интеллектуальные способности, превышающие средний уровень,
  • высокая увлеченность выполняемой задачей,
  • высокий уровень креативности.

Для создания одаренности одной из этих характеристик по отдельности недостаточно, поэтому Рензулли предлагает сначала протестировать интерес ребенка к деятельности при помощи участия в специальной программе.

На следующем этапе — создать «портфолио таланта», куда заносятся:

  • показатели тестов,
  • успеваемости по разным предметам,
  • достижения в научной деятельности, спорте, музыке,
  • сферы интересов ребенка,
  • предпочитаемые стили обучения и мышления,
  • взаимодействие с другими людьми…

Исходя из полученных данных, проанализировать каждую группу качеств:

Высокий уровень интеллектуальных способностей, при котором одаренные дети дают фору тем, кто прилежно учится, — это:

  • абстрактное мышление,
  • свободное оперирование словами, числами, пространственными отношениями, памятью и беглостью речи,
  • приспособлением и изменением новых ситуаций, встречающихся во внешнем окружении,
  • автоматизация информационных процессов — быстрый, точный и выборочный поиском информации.
  • Высокая увлеченность выполняемой задачей — энергия, необходимая для разрешения конкретной задачи, настойчивость и поглощенность работой, независимость, уверенность в себе и инициативность.
  • Креативность — оригинальность мышления, новизна подхода, способность отбросить в сторону устоявшиеся обычаи и процедуры, оригинальность, новизна или уникальность личного вклада.

Такой анализ осуществляется не за один день. Потребуется несколько месяцев, чтобы понять, что на самом деле интересно вашему ребенку и какими способностями он одарен. Чтобы объективно оценить его качества и правильно подобрать подходящие кружки и секции, обратитесь к специалистам Alta School, которые проведут диагностику талантов.

Поделиться

Запишитесь на экскурсию,
познакомим со школой

Просто оставьте номер телефона и мы подробно расскажем о дошкольном центре Alta

    Нажимая кнопку «Отправить заявку», вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».

    Alta School - 600